Если вы из Петербурга, то с калининградским Музеем Мирового океана заочно знакомы: один из его филиалов находится в Северной столице на борту легендарного ледокола «Красин». Будете в Калининграде, обязательно посетите головной музей, этот огромный центр по изучению природы океана, своими экспонатами способный одинаково захватить внимание и взрослых, и детей.
В здании на набережной реки Преголи разместилась основная экспозиция. Это более 6 тысяч морских раковин, раздел с говорящим названием «Коралловые сады», внушительная палеонтологическая коллекция, огромный скелет кашалота и просторные аквариумы с обитателями морских глубин. Не случайно экспозиция носит название «Мир океана. Прикосновение…», она действительно позволяет прикоснуться к таинственному миру морей и его тайнам.
Музей Мирового океана — единственный в России, включащий в себя целую Набережную исторического флота. Рядом с главным корпусом пришвартовались самые разнообразные суда, являющиеся музейными экспонатами. Корабли можно посетить с экскурсией, а можно просто любоваться ими с суши, ведь вход на набережную абсолютно свободный.
Музей Мирового океана начался именно с «Витязя», да и сейчас он — главный музейный объект. Это двухпалубный теплоход с очень богатой историей, принадлежал Германии, Великобритании, перевозил во время Второй Мировой войны боеприпасы, и только в составе Советского флота наш ветеран стал исследовательским судном. Именно экипаж «Витязя» в 1957 году впервые измерил глубину Марианской впадины. Сейчас гостям корабля доступна возможность познакомиться с каютами, обстановкой в них и расположившимся на борту океанографическим оборудованием.
Вы рыбак? Если да, то добро пожаловать в гости к единомышленникам, ведь загадочная аббревиатура СРТ расшифровывается как «средний рыболовецкий траулер». На борту траулера вас ждет знакомство с рыболовецким промыслом в морских водах, рыбопромысловой промышленностью и с трудом рыбаков.
Построенная в 1968 году дизельно-электрическая подлодка избороздила не одну тысячу километров морских глубин, прежде чем пришвартоваться у набережной. Вы не поверите, она все еще исправна и на ходу. Обстановка на борту такая же, как и в былые времена: рубка, офицерские и рядовые каюты, боевые отсеки — кажется, будто завтра судно уходит в подводный поход. Здесь не только проводятся экскурсии, особо любопытные имеют возможность оказаться участником инсценированного погружения, а искатели острых ощущений — почувствовать себя мишенью торпедной атаки.
Это не просто экспонат, это работающее судно. Раньше оно использовалось как средство связи между советскими космическими спутниками и Центром управления полетами, а сейчас установленная на корабле специальная антенна помогает поддерживать связь с космонавтами и фиксирует технические показатели Международной космической станции (скорость движения, температура на борту и т. п.).
На самом деле объектов у Музея Мирового океана гораздо больше: Пакгауз, Плавучий маяк, экспозиция «Глубина». Это неудивительно, Мировой океан представляет собой практически бесконечное поле для исследований, и коллекция музея будет только пополняться.